Государство наконец-то извинилось, но платить за свои ошибки по-прежнему не хочет
3 ноября 2005 года

В мае 2003 года в подъезде дома на Булата напали неизвестные и избили металлическими прутьями. Мужчина сразу же вызвал милицию и в Электротехническом РОВД Набережных Челнов написал заявление о преступлении. Правоохранители возбудили уголовное дело.
Булат был избит настолько сильно, что получил сотрясение головного мозга и перелом ребра. Два месяца он провел в больнице, где его и допрашивал следователь. На одном из допросов Булат высказал свои подозрения в адрес руководителя фирмы, которая вела имущественную тяжбу с организацией Мухаметзянова. Мужчины были в конфликте, и Булат предположил, что это вполне могло послужить поводом для организации нападения.
Через несколько дней после этого допроса предварительное следствие по уголовному делу по факту нападения на Мухаметзянова было приостановлено в связи с неустановлением лица, совершившего преступление. А в отношении самого Булата возбуждено уголовное дело по ч.3, ст.129 УК РФ (клевета).
– Я не собирался ни на кого наговаривать, порочить честь, достоинство и деловую репутацию, – рассказывает Булат Мухаметзянов. – Я просто сообщил следователю свои соображения, чтобы помочь раскрыть преступление. Получилось так, что я обратился в государственные органы за защитой своих прав, а вместо того, чтобы установить и привлечь к ответственности тех, кто совершил на меня нападение, возбудили уголовное дело в отношении меня.
26 марта 2004 года мировой судья признал Мухаметзянова виновным и приговорил его к лишению свободы на срок 6 месяцев условно с испытательным сроком на 6 месяцев. Булат не согласился с этим приговором и подал аппеляцию в Набережночелнинский Федеральный городской суд. Жалобу оставили без удовлетворения.
Булат вновь обжаловал приговор, на этот раз в Верховный суд Татарстана. 28 мая Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РТ отменила ранее вынесенные постановления мирового судьи и городского суда Набережных челнов, уголовное дело было прекращено за отсутствием в деянии состава преступления. Булата признали невиновным.
Через год Булат Мухаметзянов обратился в Правозащитный Центр города Казани в ходе акции «Реабилитация», участником которой мог стать любой житель республики, оправданный полностью либо частично по какой-либо из статей Уголовного кодекса РФ и не воспользовавшийся правом на реабилитацию.
– Право на реабилитацию по российскому законодательству включает в себя восстановление в трудовых, пенсионных и иных правах, возмещение имущественного и морального вреда, и, что самое интересное, официальные извинения государства, – поясняет начальник отдела расследований Правозащитного Центра города Казани Игорь Шолохов, представлявший интересы Булата Мухаметзянова в суде. – Это извинение должно быть первым документом, который получает оправданный человек. Именно в этом документе разъясняется его право на реабилитацию. Многие граждане, обратившиеся к нам в ходе акции, добивались возмещения ущерба, восстановления прав, но Булат – первый, перед кем извинилось государство, официально признав свою ошибку.
С юридической помощью специалистов Правозащитного Центра города Казани Булат добился постановления мирового суда взыскать с Министерства финансов Российской Федерации 7000 рублей в качестве возмещения имущественного вреда.
Следующим шагом в процессе реабилитации должна была быть компенсация морального вреда, причинного Булату незаконным осуждением.
– Я достаточно известный человек в городе, общался по работе с большим количеством людей, с которыми строились деловые отношения: это и подчиненные, и руководство и деловые партнеры, – продолжает рассказ Булат Мухаметзянов. – Весь это процесс заметно изменил отношение многих людей ко мне, просто подорвал мою деловую репутацию. Оно и понятно, я ведь обвинялся в том, что якобы пытался, как говорят в народе «засудить» невиновного. О каком же доверии в то время ко мне можно было говорить! Поэтому я был вынужден уволиться по собственному желанию со своей любимой работы, где проработал более 15 лет.
Стресс, который пережил Мухаметзянов, привел его на больничную койку. Более полутора месяцев мужчина находился на лечении в психосоматическом отделении больницы, лечил невротические расстройства. До сих пор Булат боится обращаться в правоохранительные органы: «А вдруг меня вновь осудят за преступление, которое я не совершал?»
Юристы Правозащитного Центра помогли составить Булату иск о компенсации морального вреда, оцененный Мухаметзяновым в 150 000 рублей. Городской суд Набережных Челнов постановил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации лишь 15 часть заявленной суммы. Не согласившись с эти решением, Булат обжаловал его в Верховный суд Республики Татарстан. Сегодня Суд оставил в силе предыдущее решение.
– Неужели незаконное уголовное преследование в течение 8 месяцев, из-за которого я потерял любимую работу, здоровье, уважение окружающих и деловых партнеров оценивается судом всего лишь в 10 000 рублей? – недоумевает Мухаметзянов. – Я не согласен с этим и планирую с помощью юристов Правозащитного Центра обжаловать сегодняшнее решение в надзорном порядке в Верховном суде.
– Моральные страдания, полученные Булатом Мухаметзяновым, вряд ли можно измерить конкретной суммой, но мы готовы оказать всевозможную юридическую помощь, чтобы доказать в судебных инстанциях разумность и справедливость суммы, заявленной в иске, – говорит Игорь Шолохов.

Пресс-служба Правозащитного Центра города Казани